Тема: Соли аммония.
Задачи:
Обучающие:1.
Рассмотреть физические и химические свойства солей
аммония.
2. Показать практическое
значение солей аммония.
3. Готовить учащихся к
успешной сдаче ГИА по химии.
Развивающие:
1.Овладевать универсальным методом
познания-
критическим
мышлением.
2. Развивать умение формулировать
проблему
и находить пути
её решения.
3. Обучать учащихся
аргументированной защите своей точки
зрения.
Воспитывающие:1.
Создать повышенную мотивацию к изучению нового
материала.
2. Формировать коммуникативные способности.
3. Обратить внимание на решение экологических
проблем.
I.Организационный
момент. Мотивация на успех.
-На
экране вы видите имена учеников, которые выполнили и оформили практическую
работу на «отлично». Молодцы! Желаю всем таких же успехов.
-Открыли
тетради, пишем дату.
II.Стадия
вызова
1)
Стратегия ЗХУ (знаю-хочу узнать-узнал).
-Расчертите
лист на 3 части и подпишите столбцы
Что
знаю?
|
Что
хочу узнать?
|
Что
узнал?
|
-
В течение нескольких минут заполните столбцы 1 и 2 по Приложению.
2) Индивидуальная работа по карточке для учащегося, сдающего ГИА «Реши задачу:
К 400г раствора с массовой долей хлорида аммония 8% прибавили избыток
гидроксида кальция. Определите объём выделившегося газа.»
3)Компьютерная
презентация
-
Итак, давайте повторим некоторые
вопросы.
1 слайд. Актуализация знаний.
2 слайд. Работа «по цепочке»: Физические
свойства аммиака называем по цепочке, I
ряд, пожалуйста. Расширяем свои познания слайд 2.
-
По какому механизму происходит образование иона аммония? Рассказать подробно
пользуясь материалом слайда 3.
- Работа
в парах: «Отвечаем на вопрос №
3,4 Приложения друг другу.» Слайд 4 (Спрашиваю пару). Открываем ответ на слайде 4.
- Проблемный
вопрос: Почему аммоний получил
такое название? Слайд 5.
- Проблемный
вопрос: «Нашатырь» и
нашатырный спирт это одно и тоже? Слайд 6.
- Проблемный
вопрос: Хлорид аммония – это оксид, основание, соль или кислота? Я
считаю, что это не соль.
III. Стадия
осмысления.
1)Давайте
выполним задание «третий лишний»
К3РО4, HCL, H2SO4
Ba(OH)2, NaNO3,
NaOH
K2O, CO2, MgSO4
-Как
одним словом назовем все эти вещества? (соли).
-Дайте
определение солей.
-В NH4CL есть катион металла? (нет, но есть катион аммония и
вся заминка в том, что из предыдущего курса мы с вами знаем, что металл с
неметаллом образуют вещества с ионной связью. А здесь мы имеем уникальность
существования ионного типа веществ, образованных только неметаллами)
2)
Сообщение темы и постановка задач урока.
Сегодня
мы изучаем тему «Соли аммония», а информация с Приложения будет служить нам
планом сегодняшнего урока.
3)
Составляем кластер.
А)Что
же это за формула в вопросе № 7?
Общая формула
(NH4)nR
СОЛИ АММОНИЯ
Дайте определение солям аммония (это сложные
вещества, содержащие в своем составе ионы аммония, соединённые с кислотными остатками).
Б)Классификация
солей
Пользуясь
рисунком слайда и таблицей растворимости сделайте вывод о физических свойствах солей аммония
(Соли
аммония – твердые, кристаллические вещества, хорошо растворимы в воде)
-Продолжаю:
и по строению, цвету и другим свойствам они похожи на соответствующие соли калия. Почему? Это толстый
вопрос. Тогда тонкий вопрос: как это можно
объяснить, говоря о радиусах ионов?( Радиусы ионов аммония и калия
приблизительно равны).
Г).
Способы получения солей.
а) Соли аммония получают при
взаимодействии аммиака с кислотами.
б) При взаимодействии аммиачной воды с
кислотами.
Хим.свойства
Общие
с другими солями.
|
Специфические
свойства
|
1.Сильные
электролиты (учитель)
NH4NО3=
NH4 ++NО3 -
2.Реагируют
с кислотами-реакция обмена(
самостоятельно)
(NH4)2СO3+2HCl=2NH4Cl+CO2+H2O
3.Реагируют
с другими солями( у доски)
(NH4)2SO4+BaCl2=2NH4Cl+Ba SO4
4.Подвергаются
гидролизу
NH4Cl+H2O.
Это
соль слабого основания и сильной
кислоты. Цепочка рвется по слабому звену. Гидролиз идет по катиону аммония.
|
1.При
высокой температуре разлагаются
а) если кислота летучая
NH4Cl= NH3+HCl
б)
если кислота нелетучая
(NH4)2SO4= ?
в)
если кислота нелетучая и
анион проявляет окислительные свойства
(NH4)2 Cr2O7
= Cr2O3 + N2 + 4H2O
Просмотр
видеоролика
2.Реагируют
с щелочами
NH4Cl+NaOH=?
Это
качественная реакция на соли аммония.
Ещё
одна качественная реакция с реактивом Неслера
|
Хим.свойства
Прием
«Корзина идей, понятий, имён»-Работа в группах.
-
Как удобрение
-Для
производства взрывчатых веществ
-Гидрокарбонат
аммония и карбонат аммонияв пищевой промышленности в качестве разрыхлителя
теста.
-
При покраске тканей в текстильной промышленности
-
В производстве витаминов
-
В медицине
-При пайке
-В сухих батареях
-При выделке кожи
-
В пиротехнике
IV) Стадия
рефлексии.
1)
Тестирование за компьютерами учащихся, сдающих ГИА.
1) Это
вещество при взаимодействии с NH4Cl даёт осадок белого цвета:
а) BaSO4 в)
NaCl
б)AgNO3 г) К2S
2) При
полной диссоциации 1 моль сульфата аммония в растворе образуются:
а) 1 моль катионов аммония и 1
моль сульфат-анионов;
б) 1 моль катионов аммония и 2
моль сульфат-анионов; в) 2 моль
катионов аммония и 1 моль сульфат-анионов;
г) 2 моль катионов аммония и 2
моль сульфат-анионов
3) Аммиак не взаимодействует с:
а)
серной кислотой в) гидроксидом
натрия
б) соляной
кислотой г) водой
4)
Какое вещество является восстановителем в реакции NH3 + O2 à N2 + H2O
а) Аммиак в)
Азот
б) Кислород г) Вода
2) Тестирование в тетрадях всех учащихся.
Соли аммония
1)Соли аммония- это сложные вещества, в состав которых
входят ионы _______________, соединённые с кислотными остатками.
2)Раствор аммиака в воде называют ______________ водой или
_____________ спиртом.
3)Соли аммония получают при взаимодействии аммиака с
_________________________.
4)При взаимодействии аммиака с концентрированной соляной
кислотой образуется вещество в виде клубов белого дыма, называемого
_______________________________.
5)Качественной реакцией на соли аммония является их реакция
с _____________________.
3)
Домашнее задание
Таблица
ЗХУ, п.18, стр. с №10 по….
Что такое бакпульвер?
4)Работа
в группах «Шесть шляп критического мышления»
"Белая шляпа” —> АТИСТИЧЕСКАЯ (констатируются факты по
проблеме, без их обсуждения);
"Желтая шляпа” —> ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ (высказываются положительные
моменты);
(Польза солей)
"Черная шляпа” —> НЕГАТИВНАЯ (группа констатирует
отрицательные моменты по изучаемой проблеме);
(Ядовит аммиак. Может быть его утечка на заводах. Сброс
отходов в реки, вред для рыб, взрыв, вызывать раздражение глаз, т.к. хлорид
аммония дымит)
"Синяя шляпа” —> АНАЛИТИЧЕСКАЯ (проводится анализ, группа
отвечает на вопросы: почему? зачем? связи?);
(Отслеживается связь азот-аммиак-соли аммоноя)
"Зеленая шляпа” —> ТВОРЧЕСКАЯ (можно высказывать самые
"бредовые идеи и предположения”);
"Красная шляпа” —> ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ (группа формулирует свои
эмоции, которые они испытывали при работе с материалом)
5) Возврат к таблице ЗХУ
|