Урок-
игра «Математические гонки»
по
теме «Логарифмическая функция»
11
класс
Цели:
·
обобщение и систематизация
теоретического материала по данной теме;
·
отработка умений и навыков применения
формул для преобразования логарифмических выражений и решения уравнений и
неравенств;
·
развитие навыков работы с дополнительной
литературой, с историческим материалом;
·
воспитание эстетических качеств и умения
общаться
Оборудование:
доска, дартс, компьютер, проектор, экран.
Ход урока
I.
Организационный момент
II.
Французский
писатель Анатоль Франс (1844–1924) заметил: «Что учиться можно только весело...
Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом».
Последуем
совету писателя: будем на уроке активны, внимательны, будем «поглощать» знания
с большим желанием, ведь они скоро нам понадобятся для успешной сдачи экзамена.
Перед
нами стоит задача: повторить определение логарифма, свойства, логарифмическую
функцию, ее график и решение логарифмических уравнений и неравенств.
Сегодняшний
урок пройдет в форме игры - математических гонок. Давайте познакомимся с ее условиями:
Класс разделен на тройки - экипажи.
Каждый
экипаж выбирает капитана, штурмана, пилота.
Каждый
экипаж получает маршрутный лист, в который вписывает свое название и фамилии
участников, пройденный в течение игры километраж (набранное количество очков).
Побеждает
та команда, которая первой придет к финишу.
В
личном первенстве победителем становится учащийся, набравший наибольшее
количество очков (километров).
Наш
маршрут состоит из 7этапов, индивидуального маршрута и творческого домашнего
задания. Время прохождения каждого этапа ограничено.
Этапы гонки:
1.Уточнение
маршрута. (Реши тест)
5 минут
2.Устранение
неисправностей. «Лови ошибку!»
5 минут
3.
Заправка горючего. (Графический диктант)
5 минут
4.Гонка
с препятствиями. «Логарифмический дартс»
5
минут
5. Гонка
по пересеченной местности. «Испытание графиками» 5 минут
6.Остановка
в пути. «Логарифмическая комедия» 5 минут
7.
Заполнение путевых листов. (Определи метод решения) 5 минут
Итак,
начинаем игру
I этап
Уточнение маршрута. (Реши тест)
Каждый
экипаж решает тест из 10 заданий на компьютере. Оценка теста вносится в
маршрутный лист.
II этап. Устранение
неисправностей. «Лови ошибку!»
Перед
вами слайд №6 с понятиями и свойствами логарифмической функции, вам необходимо
найти ошибки и исправить их, записав верные ответы в маршрутные листы. За
каждую правильно найденную ошибку экипаж получает – 1 километр.
III этап. Заправка горючего. (Графический
диктант)
Учителем
зачитывается утверждение, если оно верно,
вы ставите знак «+», не верно – «–». Знаки ставятся в строчку через
запятую. За каждый правильный ответ команда получает – 1 км.
1.
Логарифмическая функция у = log aХ определена при любом х
2.
Функция у = log aХ определена при а >
0, а =/= 1, х > 0.
3. Областью определения логарифмической
функции является множество действительных чисел.
4.
Областью значений логарифмической функции является множество действительных
чисел.
5.
Логарифмическая функция – четная.
6.
Логарифмическая функция – нечетная.
7.
Функция у = log aХ– возрастающая при а >1.
8.
Функция у = log aХ при положительном, но меньшем единицы основании, –
возрастающая.
9.
Логарифмическая функция имеет экстремум в точке (1; 0).
10.
График функции у = log aХ пересекается с осью ОХ.
11.
График логарифмической функции находится в верхней полуплоскости.
12.
График логарифмической функции симметричен относительно ОХ.
13.
График логарифмической функции пересекает ось ОХ в точке (1; 0).
14.
График логарифмической функции находится в 1 и 4 четвертях.
15.
Существует логарифм отрицательного числа.
16.
Существует логарифм дробного положительного числа.
17.
График логарифмической функции проходит через точку (0; 0).
Ответ:
–, +, –, +, –, –, +, –, –, +, –, –, +, +, –, +, –.
IV этап.
Гонка с препятствиями. "Логарифмический
дартс” (слайд № 7)
Учитель.
На доске вы видите "Логарифмический дартс” Экипаж выходит к доске, пилот берет
дротики (4 шт) и поочередно метает их в мишень, штурман диктует пилоту задания,
которые капитан должен решить как можно быстрее. На все задание каждому экипажу
отводиться 40 сек. За каждый правильный ответ – 1 балл.
V этап. Гонка по пересеченной
местности. Испытание графиками. ( слайд № 8, 9, 10 )
. Ответы вписывают
в маршрутные листы
VI этап. Остановка в пути. «Логарифмическая комедия» (слайд № 11 - №12)
За быстроту, полноту и правильность решения до
5 баллов(километров).
VII этап. Заполнение путевых
листов. (Определи метод решения)
На уроках мы
изучили основные типы и методы решения логарифмических уравнений и неравенств.
Давайте проверим наши знания на этом участке пути. Штурманы заполните путевые
листы - таблицы. Время на прохождение этого этапа – 5 мин. За каждый правильно
выбранный метод – 1 балл (километр)
Итог
математической гонки
«5»- больше 32 км
«4»- 26-32 км
«3»- 15-25 км
Сейчас, после
повторения теоретического материала - самое главное! Проба сил! Дифференцированное задание для индивидуального
решения.
Для каждого
ученика задание на компьютере или карточке.
Творческое
домашнее задание. Логарифмы в жизни и быту. (слайд № 16)
История
возникновения логарифмов
Логарифмы в
астрономии
Логарифмические
диковинки
Логарифмы и
экономика
Логарифмическая
спираль
Логарифмы и
психология
Подведение итогов урока. Рефлексия.
|