Урок обществознания в 11 классе
«Конституционализм в России»
Аннотация.
Представленный
урок раскрывает важнейший аспект формирования гражданственности: политико-правовой.
В решении
задач гражданского воспитания большое значение имеют изучение Конституции
Российской Федерации, понимание сформулированных в ней гражданских ценностей и
ориентиров, ознакомление учащихся (в изложении учителя, путем самостоятельной
работы школьников с документами) с основными положениями законодательства РФ. Одним
из таких ключевых понятий правового государства является конституционализм –
политический строй, основанный на верховенстве Конституции.
На уроке
решаются ключевые задачи гражданского образования и воспитания: повышается осведомленность и
формируется ориентация учащихся в политических событиях в обществе и
государстве; конкретизируется образ социально-политического устройства –
представление о государственной организации России.
Эффективность
работы достигается через привлечение Интернет- ресурсов при подготовке учителя
к уроку. Особенно важно использование материалов, размещенных на сайтах органов
государственной власти. Учащиеся имеют возможность ближе познакомиться с их
устройством и деятельностью.
Лекция
учителя является интерактивной, учащиеся вовлечены в активное слушание и
обсуждение материала через выполнение устных заданий и заполнение рабочих
листов.
Работа с
текстом Конституции дает навыки нахождения, понимания, обсуждения правовой
информации актуального характера: внесение поправок в текст Конституции РФ впервые
за ее 15-летнюю историю.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: школьная лекция с
элементами практикума.
Цели урока.
·
Обучающие: актуализировать и вывести на более
высокий уровень знания учащихся о Конституции РФ, полученные в основной школе.
·
Развивающие: совершенствовать активное слушание;
смысловое чтение; формулирование суждений.
·
Воспитывающие: понимание важности достижений
гражданского общества и правового государства.
Предполагаемые результаты.
Когнитивные:
понятие конституции и конституционализма, виды конституций; процесс принятия
Конституции РФ 1993г; элементы конституционализма; роль конституционного суда.
Личностные: ориентация в правовом пространстве
государственно-общественных отношений; смысл формулы «конституция
человека»; выработка собственной точки зрения по вопросам гражданственности.
Деятельностные:
усвоение материала лекции с помощью рабочего листа; нахождение юридической
информации и ее применение; применение полученных знаний для решения теста.
Материалы и оборудование: компьютер,
проектор, каждому ученику - тексты Конституции РФ с закладками (статьи 81, 96,
135, 136), рабочие листы, тестовые листы.
План урока.
I. Представление учителем темы. Подписываем рабочие и тестовые листы.
Разъяснение: рабочий лист заполняется во время рассказа учителя, этот лист
после проверки возвращается
II. Лекция учителя, сопровождение – мультимедийная
презентация.
Целеполагание:
тема урока – на 1 слайде.
План урока –
2 слайд
Слайды 3, 4:
при активности учащихся возможны опережающие вопросы: Что такое конституция? Что обозначает это слово
Слайды 5 – 7
–введение новой информации, обращение к
рабочим листам.
Слайды 8, 9:
опережающий вопрос: какой государственный документ был первым шагом власти к
конституции в нашей стране?
Слайды 10 –
16 интерактивное чтение: текст слайда – вопрос о названии конституции – показ
заголовка (верный ответ) – иллюстрация. Показ настроен в режиме «по щелчку
мыши».
Слайды 17 –
20 введение новой информации, обращение к рабочим листам.
Слайд 21
вопрос: к какому типу конституций относится современная российская Конституция?
Аргументируйте ответ.
Слайды 22, 23
опережающий вопрос: когда и как принята Конституция РФ?
Слайд 24:
текст не читается, внимание учащихся акцентируем на количестве конституций. Подумайте,
почему их смена так легко происходила? Принимало ли общество участие в их
принятии и отмене?
Слайды 25,
26: вводится термин конституционализм. Вопрос: подумайте, каковы признаки
конституционализма?
Слайд 27
– ссылка со слова «федерализм» - только при
наличии времени (на слайд 33 - скрытый, резервный).
Слайд 28 – власть в РФ по Конституции. Вопрос: гарант Конституции –
это…?...
|